You are here: Home > Каждодневные трудности > Как правильно пойти в детский сад?

Как правильно пойти в детский сад?

Интервью с Татьяной Коротковой, педагогом, воспитателем детского сада с более чем 20-летним стажем. Татьяна — автор сайта «Ваша Воспитательница» и курсов об адаптации детей к детскому саду.

t korotkova2 150x150 Как правильно пойти в детский сад?Татьяна,

Спасибо, что согласились ответить на наши вопросы! Мы, мамы, очень волнуемся обо всем, что связано с садиком. У нас много страхов, ожиданий и, возможно, иллюзий. Надеюсь, с Вашей помощью мы со страхами разберемся, а с иллюзиями расстанемся, хотя бы с некоторыми:)

1.Расскажите о том, что должны родители делать до того, как повести ребенка в детский садик? Как готовиться?

Благодарю вас, что обратились за помощью ко мне. И как практик с многолетним стажем, я расскажу вам о тех моментах, которые с внешней стороны и с первого взгляда не видны и не понятны. Поэтому  у родителей возникают различные иллюзии и страхи. Предлагаю вам посмотреть как бы изнутри, с внутренней стороны на эту задачу для родителей. Хорошо?

В первом вопросе «Как готовиться?» я бы посмотрела на проблему подготовки под другим углом, а именно  «Кому и когда надо готовиться  к  посещению детского сада?»

В педагогике есть такое понятие как «Единство требований». Вот  с этой отправной точки, пожалуй,  и надо начинать. В семье, состоящей из мамы,  папы и ребенка часто бывают разногласия по поводу того, отдавать ребенка в детский сад или нет?

Эти разногласия не скрываются от ребенка. Против посещения детского сада может быть как мама, так и папа. И ребенок чувствует тревожность одного из родителей, и внутренние системы самосохранения ребенка неосознанного включают режим «детский сад- это опасно!». И теперь ответьте себе сами: «Готов ли  с такой семейной установкой ребенок посещать детский сад? И будет ли  благополучной  у такого ребенка адаптация к детскому саду?»

В семье, где взрослые родители живут со своими родителями, т.е. ребенок живет  с родителями и с бабушкой и дедушкой, еще сложнее решается этот вопрос. И есть бабушки, которые рады предоставить свою помощь и посидеть с ребенком до школы. Поэтому откровенно высказываются негативно и,  прямо скажем  предвзято о работе детского сада.

Как видите, в первую очередь надо определиться именно с этим вопросом и решение должно быть единодушным. Решение о посещении детского сада принимается семьей за год до момента  приема ребенка в детский сад. Именно столько времени необходимо, чтобы и родители узнали, самое необходимое, а затем могли понять, что происходит с ребенком и реально помочь ему,  и у ребенка могли сформировать важные навыки.

Второй шаг, который надо сделать в семье, это создать благоприятную СРЕДУ, в которой бы ребенок привыкал, свыкался с мыслью, что он скоро пойдет в детский сад.

А для этого, первое, что надо сделать — это систематически рассказывать  и беседовать о детском саде.

Второе, беседовать с ребенком о том, что он стал большой и помогать ребенку стать большим. А большие дети ходят в детский сад, где много игрушек и много детишек. И чем же отличается большой ребенок от маленького?

Большой ребенок умеет себя обслуживать на самом элементарном уровне. Это держать ложку и самостоятельно или с помощью взрослого кушать, пить из чашечки, садиться и проситься на горшок, приносить одежду, выполнять самые простые действия с предметами-игрушками, произносить или показывать то, что ему необходимо.

Согласитесь, в одночасье этого достичь невозможно. Поэтому в течение года родители дома формируют эти самые необходимые навыки самообслуживания.

И третье, чаще всего тревожится  и переживает именно мама, а ребенок очень тонко чувствует состояния мамы. Поэтому маме просто необходимо настроиться  на кратковременно расставание с малышом и представлять себе не страшные картинки,  а самые лучшие картинки адаптации своего малыша.

И одновременно мама приучает ребенка выполнять элементарные самостоятельные навыки, о которых было уже сказано.

 

2. Все привыкли к тому, что дети, пойдя в детский сад,  начинают активно болеть. А есть ли дети, которым этого удается избежать. Если да, то,  что такого особенного делают их родители? Или просто врожденный иммунитет помогает?

В этом вопросе сразу несколько вопросов, поэтому отдельно  по каждому вопросу и отвечу.

Просто врожденный иммунитет помогает? Сразу хочу внести корректировку в  вопрос. Иммунитет ребенка – это основа физического здоровья. А понятие здоровье включает в себя три  компонента- это и физическое, и психическое, и социальное начало. Согласитесь, если в каком-то из трех компонентов есть проблемы — полного благополучия  у ребенка не будет.

Дети, пойдя в детский сад,  начинают активно болеть. Да, родители правы, придя в детский сад,  определенная часть деток начинает болеть,  а медики и психологи очень доходчиво объясняют причины так называемого «ухода ребенка в болезнь». Об этом очень подробно рассказано в бесплатном курсе «Что должны знать родители об адаптации до посещения детского сада». Узнав причины «ухода в болезнь», вы, конечно же, сможете их устранить.

А в двух словах можно сказать, что с одной стороны,  ребенок тратит много сил на защиту от новой травмирующей его ситуации, и его иммунитет ослабевает. А с другой стороны,  включаются  психологические факторы заболеваний в период адаптации:

1.Ребенок заболевает, чтобы остаться дома и не ходить в детский сад.

2.Если родители чувствуют себя виноватыми в том, что отдали кроху в детский сад, то непроизвольно провоцируют ребенка заболеть и перенести вину с себя на сотрудников детского сада.

Тип заболевания также может частично проинформировать родителя о причине болезни:
Уши могут сигнализировать о нежелании слушать; горло – говорить; больной нос может означать выделение накопленного раздражения; больной живот может быть связан с внутренним страхом; голова – с внутренним конфликтом; ноги – с нежеланием куда-то идти; дыхание – с удушающей атмосферой; болезни почек могут быть связаны с удерживанием раздражения внутри, неумением его выражать.

Теперь о тех детях, которые легко адаптируются к детскому саду.

Да,  есть  такие дети, на мой взгляд,  их около 30% от количества детей в группе, которые стабильно и систематически  посещают детский сад и в период адаптации, и впоследствии. Эти дети,  если так можно сказать, из разных категорий.

Первая категория — это дети из многодетных семей и семей, где сами родители по своему характеру и по складу жизни — люди компанейские, дружелюбные, общительные, любящие  многочисленные компании. Поэтому ребенок с первых дней легко адаптируется к новым и малознакомым людям, не видит в чужих взрослых угрозы для своей безопасности, знает, как общаться со взрослыми и очень спокойно идет на контакт с ними. Эти же дети легко  входят в контакт с другими детьми и владеют  навыками ситуативно-делового общения.

Вторая категория- это дети, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение воспитательницы поиграть и  с интересом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, обращаются за помощью к взрослому, любят вместе с ним играть, например,   собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, который умеет хорошо играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.

Третья категория - это девочки, потому что от природы  они более общительны, чем мальчики, чуть раньше, чем мальчики психологически и физически развиваются, очень часто имеют более развитый словарный запас и более развитые навыки самообслуживания. Поэтому девочки чувствуют себя более уверенными и самостоятельными.

Четвертая  категория детей — это могут быть как девочки,  так и мальчики, у которых нарушена или очень слабая эмоциональная связь с мамой. Поэтому они как бы равнодушно, на одной ноте проходят этот период, чаше всего без осложнений.

Пятая категория детей — чаще всего по темпераменту сангвиники и холерики. В силу своей природной активности и любознательности с удовольствием идут на контакт и легко адаптируются к условиям детского сада.

Шестая категория детей, она самая малочисленная, это дети, которые «морозоустойчивы» ко всему. Наверное, иммунная система с рождения не дает сбоев. Очень редко у таких детей бывает насморк, очень редко они простужаются и по моим наблюдениям, родители в общем-то никаких сверх мер для оздоровления не принимают. Ребенок очень спокойно реагирует на все новое.

Пару слов о родителях этих детей. Родители не кутаются сами и не кутают ребенка в любое время года и без «парникового» эффекта ребенок чувствует себя здоровым. Родители всегда  эмоционально уравновешены и спокойны и с доверием относятся к сотрудникам детского сада.

Седьмая категория детей, она тоже малочисленная. Мамы этих детей занимаются профилактикой.  И как только появляются какие-то признаки  или первые симптомы намечающегося заболевания мамочка сразу же начинает подлечить или что-то предпринимать, чтобы заболевание не перешло в  более сложную форму.

Такие дети быстро поправляются,  потому что мама скажем так,  идет от пожеланий ребенка, от самочувствия ребенка и учитывает их. Порой ребенку  просто надо отдохнуть от детского сада день-другой и его тяга к новым общениям возникает  вновь.

Восьмая категория детей — это копия своих родителей, которые переняли  их особенности поведения. Первое, у эмоционально спокойной  мамы, ребенок чувствует себя  комфортно  и спокоен в любой ситуации. Второе,  мама и воспитательницы быстро нашли «общий язык», и  ребенок быстро понимает, что ему нечего опасаться: мама его обязательно заберет и с воспитательницами ему будет комфортно. Третье, практичность родителей способствует сохранению здоровью ребенка. Чем удобнее одежда у ребенка, тем проще и быстрее его одеть и раздеть, а,  следовательно, он менее подвержен перегреву или переохлаждению.

Что такого особенного делают родители для легкой адаптации?

1.Родители следят за физическим состоянием ребенка, поэтому  такой ребенок здоровый и веселый, выносливый   и закаленный.

2.Родители заранее узнают, что ожидает их в перспективе, и в первую очередь, сами психологически и практически готовы к новому периоду.

3. Родители  сформировали  у ребенка  навыки общения с окружающими -  со взрослыми и со сверстниками. И поэтому  ребенок легко адаптируется в условиях детского сада.

4.Родители сформировали у ребенка навыки  предметной деятельности,  и поэтому ребенок умеет длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками.

Чего НЕ делают родители для легкой адаптации ребенка?

1.Не  развивают ребенка физически и не закаляют его.  И  поэтому  ребенок нервно и соматически ослабленный, быстро утомляется, у него  плохой аппетит и сон.

2.Не учитывают особенности развития ребенка и его первостепенные потребности, и как следствие отдают ребенка в  детский сад в самый неблагоприятный период, который проявляется  тревожностью и беспокойством при разлуке с матерью и страхом посторонних.

3.Родители с ребенком  мало играют, а если и играют, то НЕ активизируют его инициативу и самостоятельность. И поэтому у ребенка чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах, т.е. в семье  у ребенка развиты преимущественно эмоциональные контакты со взрослыми.

4.Родители слишком затягивают  эмоциональную форму общения  с ребенком  и  не развивают  новую ведущую деятельность с предметами, которая предполагает другую форму общения – сотрудничество.

И как результат, ребенок не умеет общаться со взрослыми и с детьми, не умеет играть, и поэтому не идет на контакт с новыми людьми и детьми.

5.Мама не готовит себя к расставанию с малышом и не контролирует особенности своего поведения. Как это проявляется  в поведении:

1.Мама излишне тревожная.

2.Мама очень мнительная, сомневающаяся.

3.Мама гиперопекает ребенка.

4.Мама  решает любые вопросы  в детском саду в конфликтной манере.

5.Родители сами испытывают сложности в общении с другими людьми.

6.Постоянные ссоры и конфликты в семье в период адаптации ребенка.

 

3.Когда отдавать ребенка в детский сад? В каком возрасте лучше ходить в детский сад?

Здесь нет и не может быть однозначного ответа, потому что каждый ребенок  индивидуален в своем развитии. Можно лишь обозначить самые благоприятные моменты для начала посещения детского сада. Это  1 год и 3 -4 месяца, когда ребенок не понимает, что ему хорошо только с мамой. И возраст около или  сразу после 2 лет. Это второй благоприятный возраст.

Чем старше ребенок, тем больше  он осознает, что мама это единственное незаменимое, что ему необходимо в жизни. Дети, которые идут в детский сад с трех лет, уже многое понимают, в голове у них возникают вопросы: «А почему я пойду в детский сад, зачем мне это надо, если дома так хорошо с мамой?»

Медики  психологи рекомендуют отдавать ребенка в детский сад не ранее  двух  лет.

И еще несколько слов о различии в адаптации у мальчиков и у девочек. Девочки адаптируются  к детскому саду быстрее, чем мальчики. У мальчиков повышенная привязанность к маме. Поэтому им лучше пойти в детский сад в два с половиной или даже три года. Девочки могут ходить в садик с двух лет.

Мальчикам для устранения излишней привязанности необходимо проводить подготовку по снижению привязанности. Это могут быть игры в прятки, обучение деловой игре, увеличение периода самостоятельной игры в отсутствие мамы.

Очень важно учить мальчика общению с другими взрослыми, потому что даже у близких родственников могут быть другие правила и это будет хорошими практическими упражнениями для выполнения новых правил. Можно на день-другой оставлять ребенка бабушке или близкими родственниками. А можно упражняться в общении  с другими детьми  на прогулке, в гостях,  при посещении общественных мест.

И здесь можно поставить и такой вопрос: «Как проверить готовность ребенка к детскому саду?»

Чтобы родители смогли проверить, насколько готов ребенок к посещению детского сада, надо понаблюдать за малышом и ответить себе на следующие вопросы:

1.Какое общение у ребенка — эмоциональное или предметное?

2.Как ведет себя ребенок при расставании  и при встрече с мамой и другими близкими родственниками?

3.Какой уровень развития самостоятельной игровой деятельности ребенка?  (простые манипуляции или игровые умения)

4. Нужна ли ребенку ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?

5. Как ведет себя ребенок в ситуации практического взаимодействия, как выполняет поручения: убрать на место игрушки, одежду, принести что-либо, помочь в каком-либо деле?

6. Как реагирует малыш на появление в привычной для него обстановке незнакомого взрослого: подходит ли к нему, если тот подзывает ребенка; есть ли в поведении ребенка элементы конфликтности?

7. Каким образом ребенок налаживает контакты с «чужими» взрослыми?

8. Как относится ребенок к сверстникам: выражает ли он радость; активен ли в игре; как реагирует на инициативу других?

 

Если ваш малыш:

1.любит играть вместе с вами,

2.спокойно переносит разлуку,

3.может занять себя каким-либо делом, обращаясь за помощью в случае необходимости,

4.охотно выполняет ваши просьбы и умеет совершать простые действия по самообслуживанию,

5.охотно идет на контакт с незнакомыми людьми,

6.активный  и доброжелательный по отношению к сверстникам,

 

ТО он готов к изменениям в своей жизни.

Письмо: «Я мама полуторагодовалого сына. Мой сын хорошо играет на площадке, делиться игрушками, любит общение, больше со взрослыми, чем с детьми. Очень долго привыкает к новой обстановке и к новым людям.

Ходим в детский клуб, но старается держаться рядом со мной. Как лучше готовить его к садику. И в каком возрасте отдавать, если учитывать, что весной ждем малыша».

И опять много последовательных взаимосвязанных вопросов и очень мало конкретной важной информации

В любом случае необходима целая система мероприятий. Но вначале случай из практики нашего детского сада.

Сейчас Игорьку 5 лет, а его сестричкам – двойняшкам по 1, 4 месяца. Его сестрички  очень коммуникабельные, с удовольствием идут на контакт, как когда-то  и сам Игорь. Но в прошлом году мальчик, что называется задал жару и дома родителям,  и воспитательницам в детском саду. Почему?

Родители и в первую очередь мама не были готова к такому развитию событий, потому что Игорь  очень болезненно воспринял ожидание сестричек, очень ревновал маму, боялся, что его не любят и не заберут из детского сада, с большой неохотой расставался с мамой по утрам, стал капризным, плаксивым,  упрямым.

А когда родились сестрички — вообще отказывался идти в детский сад. После корректировки и небольшого перерыва в посещении детского сада, мальчик опять с удовольствием посещает детский сад.

Зачем рассказала эту жизненную историю? Чтобы еще раз показать, что мальчики тяжелее переносят разлуку с мамой, и им необходим более длительный период для адаптации.

Что делать конкретно вам?

Сейчас надо рассказывать и  беседовать (вопрос-ответ) с ребенком о  том, что скоро в семье появится братик или сестричка. И для ребенка это означает, что его будут любить одинаково с братом-сестрой, но он будет старшим, потому родился раньше и может стать для братика-сестрички настоящим другом и помогать им. Он также может помогать маме и папе ухаживать за ним.

А для того, чтобы помогать, он  уже сейчас может научиться обслуживать себя сам (в пределах элементарных навыков), как взрослые мама и папа обслуживают себя сами. И развивать в ребенке всевозможные навыки самостоятельности.

Из вашего письма следует, что мальчик не готов расстаться с мамой и в своем развитии находится еще на стадии эмоционального общения, а это значит, что у мальчика  чрезмерно развита потребность в индивидуальном  внимании к нему, в ласке, в физических контактах. При наполняемости группы в 15-20 человек воспитательница физически не в состоянии предоставить  такое вашему мальчику.

Поэтому необходимо постепенно развивать инициативу ребенка, давая ему поручения различно рода (по дому- принеси, убери, передай, на улице- скажи мальчику, поиграй с мальчиком- с девочкой, в игре- давай поиграем вместе, а теперь  сам построй, придумай, поиграй  с игрушкой, поиграй с девочкой, ) и т.д.

Необходимо постепенно развивать самостоятельность ребенка и в одевании – раздевании, и в еде, и в общении.  В вашей ситуации за полгода вполне возможно этого достичь. Каждый день целенаправленно заниматься и наверняка получится.

Выделю главные моменты:

1.Перейти от эмоциональной формы  общения к сотрудничеству. Много вместе играть в разные игры. Учить возить машинки, строить из конструктора, собирать матрешки, мозаики, играть с игрушками-вкладышами. Предлагать примитивные действия для игры с игрушками, например, угости мишку чаем, угости волка печеньем. Сюжеты брать из вашей реальной жизни, например, купание, одевание, прогулка, магазин и т.д.

Ваша  задача — научить ребенка конкретным навыкам игры. Будут  предметные и игровые навыки у ребенка, появится желание и возможность взаимодействовать сначала со взрослыми, потом с детьми.

2.После того, как научили какому-то навыку, несколько раз и несколько дней закрепите этот навык, а затем предлагайте ребенку поиграть без вас, а вы можете сначала комментировать деятельность сына, периодически  кратковременно принимать участие в этих играх, и поощрять умение и желание ребенка играть самостоятельно.

3.Приглашайте к себе в гости детей и играйте вместе с ними, ходите в гости к старшим братьям-сестрам. Если есть возможность, оставляйте сына у родственников сначала на часок-другой, потом можно и подольше.

Когда вам отдавать сына в детский сад?

У вас есть несколько вариантов. Если в детском саду есть группа кратковременного пребывания — начинайте ходить в нее. Два часа через день- это понравится и вам и  сыну.

Если ранее стоял вопрос о детском саде и ребенок знает, что все дети ходят в детский сад, и он тоже будет ходить в детский сад, потому что стал большим,  то можно попробовать  походить уже сейчас и посмотреть, как ребенок будет себя чувствовать. Вполне возможно, что час или два ребенок сможет находиться без вас.

Если ребенок не был психологически подготовлен к посещению детского сада, значит,  у вас есть полгода на подготовку ребенка. Периодически ходите смотреть, как дети играют в детском саду и рассказывайте постоянно про детский сад.

Учите его играть. Развивайте навыки самостоятельности. И  весной попробуйте поводить сына, хотя считается лучшим временем  начала посещения детского сада — сентябрь.

На сентябрь 2012 года сыну будет 2,5 года — это более удачный возраст и более благоприятный период для мальчика.

 

Татьяна, большое спасибо за интервью!


Яна Катаева

Растим дружных братьев и сестер!

 

cover Как правильно пойти в детский сад?
Скоро станете мамой погодок или младший малыш недавно родился?
Хотите сэкономить километры нервов себе и первенцу (а заодно и мужу)?
Срочно получите бесплатный спецотчет
"Детки-погодки: как справиться с ревностью"

Вам также будет интересно:


Tags:

  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS
Комментарии:

2 Responses to “Как правильно пойти в детский сад?”

  1. интересная статья. Как раз только начала водить сына в садик. Ему сейчас 3,5года, расстается со мной тяжело-плачет и не с кем не играет…Интересно адаптационный период сколько длится?

    • admin:

      Татьяна, у Татьяны в бесплатном курсе об адаптации много информации полезной. В статье есть ссылка.

Leave a Reply