You are here: Home > Педагогические находки > Знания — ДА! Оценочная зависимость — НЕТ!

Знания — ДА! Оценочная зависимость — НЕТ!

Можете ли Вы вспомнить, как Ваши родители и учителя загоняли Вас в оценочную зависимость? Менялась ли их интонация, менялось ли обращение с Вами в зависимости от Ваших академических успехов? Не бывали ли Ваши оценки важнее Вашего настроения, того, чем Вы живете? Чувствовали ли Вы себя достойной, хорошей и любимой независимо от школьных успехов и вообще независимо ни от чего?

Отшумел «День Знаний», замечательный по замыслу праздник. Тянуться к знаниям, проявлять любопытство — естественно для человека. Это в нашей природе. И как грустно, что получение знаний в большинстве случаев сопровождается формированием разной степени оценочной зависимости. Когда твердое внутреннее ощущение собственной ценности заменяется на внешнюю оценку. Хорошую оценку получила — я хорошая. Плохую оценку — я, наверно, тоже не очень… Во взрослой жизни мы зависим от мнения начальства о нас, от мнения авторитетных знакомых, и даже неавторитетных соседей. И, конечно, продолжаем ждать хороших оценок от своих родителей и мучаемся от плохих.

Школа — не единственное место, где формируется оценочная зависимость.  В семье моих родственников, например, «хорошесть» ребенка определяется количеством съеденного. Таня съела 3 блина — ай, хорошая девочка какая. Ваня только один блин осилил. Эх, ты, Ваня…

Сама я в начале материнства была очень чувствительна к успехам сына в развивайке. Еще бы — я отличница со стажем. К счастью, мне хватило наблюдательности заметить, как меняется моя интонация, когда ребенок, наплевав на развивающие игрушки, снова тянется в щетке и совку.

Со временем внешний оценщик уже не нужен — самый суровый оценщик итак сидит внутри нас. Он всегда готов нам подкинуть убедительные доказательства нашей несостоятельности в той или иной сфере. Тогда приходит время тренингов по самооценке, по принятию себя, по работе с внутренним ребенком. Работа небыстрая, кропотливая…

Сейчас мы — мамы. Пришла наша очередь закреплять в ребенке оценочную зависимость. Или внутреннюю свободу от внешних оценок. Я надеюсь, что Ваш ребенок знает и чувствует, что он хороший и достойный человек и Ваш любимый ребенок независимо ни от чего. От «пятерок» Вы не станете его любить больше, а от «двоек» меньше.

Представляете, уже несколько лет, видя ребенка-школьника, я ловлю у себя на губах вопрос: «Ну как, принес пятерки?» Ловлю его и заменяю на другой: «Ну как, что интересного было в школе?» А сколько еще всего я не успеваю поймать и даже заметить! Эта оценочность — по отношению к себе и к другим — так глубоко в нас сидит… Ради наших деток и ради самих себя стоит проявлять наблюдательность.

Яна Катаева
yanakataeva.com

Скоро станете мамой погодок или младший малыш недавно родился?
Хотите сэкономить километры нервов себе и первенцу (а заодно и мужу)?
Срочно получите бесплатный спецотчет
"Детки-погодки: как справиться с ревностью"
  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

Leave a Reply