You are here: Home > Педагогические находки > Как разделить игрушки?? Рассказы на конкурс!

Как разделить игрушки?? Рассказы на конкурс!

Мудрые, веселые и находчивые мамы прислали на наш конкурс рассказ о том, как они разделили игрушки между детьми. В чем-то вы узнаете себя, что-то окажется новым и даже неожиданным, что-то  захотите попробовать применить в общении со своими детьми. Обязательно поддержите своим голосом маму, рассказ которой вам показался особенно полезным и интересным!

Итак,

1. Наталья Щербак

Добрый вечер, у меня два сына 3 года 2 месяца и 1 год 4 месяца. Первое время старший отбирал даже погремушки, хотя сам ими давно не играл, особенно накалились споры из-за игрушек,  когда я положила младшего на ковер где-то в 5 месяцев (до этого он жил в люльке на столе). Надо сказать, что я никогда не разделяла детей во время сна (один спал слева, другой справа в придвинутой кроватке). И они часто не будили друг друга ночью, если кто-то из них просыпался.
Игрушки отбирались молниеносно, старший налетал как коршун и выхватывал, он мог весь вечер не играть, а просто бороться за игрушки. Потом я ему объяснила, что если он даст мелкому что-нибудь, то мелкий отстанет и не будет мешать и плакать. Предлагала меняться. Он, конечно, хитрит, подсовывает какую-нибудь ерунду и говорит, что первую игрушку Ярик сам отдал, но зато нет драки.
Игрушки я практически не дублирую за исключением предметов, которые собираем из конструкторов. Кстати, я часто прошу старшего сделать что-нибудь из конструктора для младшего (например, он делал кубики из шести граней, чтобы малыш  мог строить башню) или прошу покатать его на машине или качелях, если он не готов просто ею поделиться. Не могу сказать, что у нас царит тишина, но старший по крайней мере дает одну из нескольких игрушек, придерживая пока особо ценные для себя. Когда он уходит в сад, младший тут же достает запрещенные игрушки и наслаждается по полной.
Пожалуй, я куплю еще одну пилу, молоток и топорик, дублировать все игрушки пока не готова, мне кажется это не выход, да и стоят они не дешево. Часто я играю параллельно с ними, но разными предметами, с одним на столе, с другим на полу, но сейчас это все сложнее, младший замечает моментально. Зато нет проблем с книгами, несмотря на свой годик с небольшим, младший слушает длинные сказки, правда параллельно прикладывается к груди.
Самый простой выход нашла наша бабушка: она не играет игрушками. Либо катает их на качелях по очереди, либо на коленях  (конь в канавку бух).
2. Маша (мама Евгении и Давида)
Во-первых, спасибо Вам, Яна, за то, что вы делаете!
У меня двое деток Евгения 3,10 и Давид 1,9. проблемма дележки всегда актульна. Главный прием во все времена – подсунуть другому нечто похожее.
1. С бейбиковскими не было проблем. Даже, если Женя хотела ими играться, они не на долго занимали ее внимание. Больше всего ей нравилось кресло-качалка для малышей. Туда она залазила, но всегда уступала, когда надо было для братика.
2. Все старые и новые игрушки – «для Жени и Давидки» – играемся, кто первый взял, тот и играет. Если большой интерес у обоих – я контролирую, чтоб играли по-очереди. Если начинается истерика, то наступает моя очередь, и игрушка прячется.
3. Есть игрушки (недорогие), такие как мячи, шарики, которые необходимы в двух экземплярах. Есть такие, которые не идентичны, но выполняют те же функции: несколько палочек для надувания пузырей, пледики , большие мягкие игрушки (хотя и Зайка, и Мишка когда-то были подарены Жене)
Сейчас младший часто хочет именно то, что у старшей. Если получается, то обыгравем: «скажи пожалуйста и спасибо. Женя добрая девочка и она делится своими игушками». «А Давидка поиграется и отдаст» добавляет Женя.
А когда Давиду было до года и он отбирал что-то у Жени, срабатывало «он только посмотрит и отдаст».
3. Мария
Очень интересная статья и вообще тема. У мена два мальчика погодки (2,10 и 1,3). И конечно же каждый день, мы не раз сталкиваемся с этой проблемой. Поэтому у нас есть уже некоторая схема- первый играет тот, кто взял, не зависимо от того, чья игрушка. Если младший хочет играть игрушкой, которой сейчас играет старший, выясняем, на сколько для старшего болезненно отдать ее прямо сейчас, если он не готов отдать ее сразу же как только младший проявил к ней интерес — вступаю я, объясняя младшему, что сейчас играет старший, но он обязательно с ним поделиться через несколько мин. И начинаю проводить беседу со старшим, что делиться нужно, и ты сейчас поиграй еще немножко, а потом поделись с младшим ненадолго.
Если к моменту обмена интерес пропал у младшего, старший продолжает играть. Если нет, то торжественно объявляю, что Тимофей (старший) хороший мальчик, не жадный и любит своего братика и дает ему немного поиграть. Это для старшего приятно и младший не воспринимает это как нормой, а учиться говорить спасибо. И тут же учимся действовать наоборот. Но конечно ситуации бывают разные и иногда стоит просто убрать (на профилактику, на ремонт, отправился спать, заболел) яблоко раздора и переключить внимание на другие игры или совсем другой род деятельности (поход на улицу, за покупками, пойти помыть посуду или что то приготовить вкусненькое).
4. Елена
Всем добрый день. Моим девочкам сейчас 2г.8мес. и 10месяцев. Мне очень повезло,мои девочки очень спокойные. С внутренней гармонией видимо :) . Поэтому особых проблем у нас нет. Конечно, совсем без инцидентов не бывает.Но, когда я готовилась стать мамой погодок, я конечно читала информацию по воспитанию детишек. И для себя усвоила следующее:
1. Конечно, правило: кто первый взял,тот и играет.
2. Отбирать ничего нельзя. Можно поменяться.
3.любую конфликтную ситуацию нужно «заиграть».
И порой, завидев в руках сестры желанную игрушку, старшая несет ей совершенно ненужную вещь(ее то не жалко), с целью обмена. В таких случаях я говорю: «А тебе хотелось бы поиграть той игрушкой,что ты принесла?» Она говорит: «Нет». Тогда я говорю: почему же ты решила,что Марише это понравится? Давай ей дадим что-нибудь более интересное. Обычно старшая соглашается на более интерсную замену.
Если покупаются игрушки, то обычно разные. И обозначаю — эта игрушка старшей доче, а эта младшей. Но так как вы любите друг друга, вы всегда можете поменяться.
Раньше часто использовали фразу: «Она только посмотрит и отдаст». И это действительно было так.
5. Аня, мама Севы и Ярослава 
«Сева, ты добрый мальчик, ты делишься, дай игуску, пожалуйста-а-а-а», – с такими фразами и угрожающим выражением лица стал накидываться мой Ярослав (2 года 9 месяцев) на своего братишку Севу (1 год 5 месяцев), пытаясь разжать уже окрепшие пальчики младшего малыша.
Та-да-да-дам, – подумала я, – кажется, я вижу свое, надеюсь, все-таки немного искаженное отраженье: ведь эти слова периодически произносила именно Я, объясняя, что нужно делиться, а теперь их произносит Он, поучая брата. Что-то не так.
До Севиных 6 месяцев с игрушками проблем не было. В отдельной корзинке были сложены игрушки-погремушки, когда-то принадлежащие Ярославу. Ярослав охотно сам вкладывал их в руку брата, по-своему обучая(!) малыша что и как с ними делать. Когда вдруг Сева брал игрушки Ярика (в частности детали конструктора «Лего»), Ярик очень раздражался тому, что Сева их облизывал, но все же терпеливо выменивал на что-то гремящее из Севеной корзинки.
После годика Севе стало не все равно, на что меняться, и в выборе игрушек он стал не менее принципиальным, чем Ярослав.
Я поняла, что мы в тупике. Все, что я испробовала и использую, когда получается и сейчас, действовало, но недолго.
А именно:
-обмены (но они часто неравноценны с точки зрения одной из сторон);
— покупка одинаковых игрушек (но у кого-то обязательно одна потеряется, и все по-новой…)
— внушения, что есть какие-то странные добрые мальчики, которые готовы дать поиграть свои любимые(!) игрушки пока еще неумелому карапузу с привычкой все испытывать на прочность (гнут, ломать, кидать);
-часто неоправданное обнадёживание в духе «поиграст да отдаст».
И потом, совершенно однозначно, что воспитывать в данном случае нужно было не только старшего, но и младшего.
Поскольку Сева пока еще не очень смыслит в понятиях доброты, щедрости и снисхождения, то решено было организовать обучение на деле. Пример: Сева берет кран, Ярик кидается к нему с кулаками. Я их останавливаю и говорю: а давайте будем строить дом. Все вместе. Сева будет крановщик, а ты будешь на самосвале ему привозить кубики, а я – из кубиков делать дом. А потом поменяемся (!).
Мне кажется, что этот прием у нас работает, потому что акцент именно на том, что мы поменяемся ролями, а не игрушками. Так, в процессе игры дети увлекаются, забывают, что игрушки чьи-то: Сева грузит кубики в самосвал, Ярик «как бы» поднимает их краном на диван, а я бегу на кухню готовить обед 🙂 .
Важно: мы не обсуждаем и оставляем в стороне самые острые вопросы: кто же собственник и чья очередь.
Этот прием можно сформулировать так: в момент дележки предложить детям совместную ролевую игру с обязательной сменой ролей и привлечением помимо яблока раздора еще и других игрушек.
Делят молоточек – взять еще игрушечный ключ и пилу и пойти чинить диван, понарошку, конечно. Делят машину – взять еще три и построить вместе гараж.
А еще я ввела такое понятие, как общие игрушки. Подробно изо дня в день объясняю его малышне: «Есть игрушки Ярика (называю их или прошу назвать Ярика), есть Севины (тоже сначала называла, теперь их показывают дети)), есть общие. Общие – это и для Севы, и для Ярослава. В них играют вместе. Какие у нас есть общие игрушки?»
А еще мои дети очень любят есть что-нибудь вместе из одной миски. Ну, например, сушеные бананы, печеньки, кукурузые хлопья, порезанные яблочки, виноград. Угощают друг дружку, маму, папу. Думаю, это тоже вклад в понимания понятия «вместе» и «для всех».
Не скажу, что мы избавились от ссор совсем (нам еще работать и работать!), но в нашем доме стало гораздо спокойнее. Так приятно наблюдать, как дети копашаться в Лего (в том самом, который безраздельно и вполне легально принадлежал лично Ярику целых два года), и Ярик бормочет «Я строю дом… Сева – будку… на, Сева, кубик – это общие, для всех».
 
6. Fleur
Добрый день!
У меня не совсем погодки, разница побольше. Кроме того, сын (он старший) никогда не имел проблем с тем, чтобы чем-то поделиться. Скорее уж, у него обычно друзья отнимают. Дочка уже начинает ползать, поэтому как раз вступаем в фазу, когда эта тема актуальна.
Свои старые «маленькие» игрушки сын для сестренки не жалеет. Правда, иной раз может и выхватить, правила пока только устанавливаем. Но и отдать готов.
Насчет покупок для младшего, чтобы игрушка была похожа на ту что у старшего (чтобы старший не чувствовал, что у него забрали игрушку, я так понимаю) -наоборот, старшему нравится поиграть некоторое время малышовыми игрушками, которые дарят сестренке.
Что касается конфликтов по поводу игрушек, присоединяюсь к справедливости правила «кто первый взял». И хотя собственные детки пока позволяют этой темы избегать, имеется богатый опыт в гостях, который можно иногда перенести и на семью. При неразборчивом отбирании может помочь «доведение до абсурда». Это скорее для тех случаев, когда четких правил нет или они еще не успели прижиться, игрушки поделить не могут, а уговорить деток играть по очереди почему-либо не получается. Часто бывает так, что более смелый отобрал (тогда назовем его условно «обидчик»), а более робкий остался ни с чем. Он берет себе другую игрушку, которую тут же постигает та же участь. (Первая отобранная игрушка, разумеется, уже отброшена обидчиком и забыта.) И так далее. Знакомо? То есть, любую игрушку отбирают только потому, что она вызвала любопытство у одного из детей, что мгновенно повышает ее ценность в глазах второго. Теперь садимся рядом, возвращаем «робкому» первую отобранную у него игрушку. Вторая в это время у обидчика. Если в это время сузить круг игрушек до двух, то есть первому малышу все время возвращать ту игрушку, которую отобрали у него на предыдущем этапе, то очень скоро оба поймут, что все равно постоянно по очереди играют одними и теми же двумя игрушками, и перестанут из-з них ссориться. Если это проделывать неоднократно, то со временем желание играть с какой-то игрушкой исключительно на том основании, что ею заинтересовался кто-то другой, должно проходить :)
7. Наталья
Добрый вечер!
Спачибо Вам, Яна, за блог. Мои детишки не совсем погодки, разница 2г 9м, но все темы очень актуальны и для нас.
Малышовые игрушки мы спрятали подальше перед рождением Русланки потом ей подарили и Валик успел ими наиграться пока она была совсем маленькой. Иногда конечно они выхватываются из рук, но ненадолго, потому что неинтересно.
На первый день рожденья мы с Валентином выбрали подарок для сестры из его игрушек (пирамидки, коробочку с формами..), они с папой завернули в подарочную бумагу и торжественно подарили (не будешь же забирать собственный подарок у сестры).
Игрушки в 2х экземплярах мы не покупаем, как и новые подобные старым тоже не покупаем. Вообще стараемся не сильно акцентировать внимание на мое-твое. Стараемся применять правило кто первый взял тот играет, не всегда успешно, иногда «взываем к совести» : «ты же катаешь новую руськину коляску, дай ей машинку посмотреть!».
Часто пока побеждает старший, младшая или отдает без боя, или с любопытством наблюдает за его игрой, или легко отвлекается на другую игрушку. Но мы не сильно зацикливаемся если иногда он не прав, зато Валик тоже перестал отбирать игрушки только потому что они его собственность. Как то проблема стала менее актуальна чем полгода назад (когда Руська начала ползать). Сейчас она учится ходить и это для нее интересней любых игрушек. Боюсь что проблема вернется снова когда ходьба будет освоена. А как у вас, были ли подъемы и спады ссор из-за игрушек?
Ну и потом Валентин ходит в садик и в его отсутствие малышня успевает наиграться чем ей угодно.
8  Анна (мама Давида и Филиппа)
Здравствуйте, меня зовут Анна, у меня сыновья-погодки, старшему Давиду 2г. 11 мес., младшему Филиппу 1 г. и 3 мес. Мы с мужем игрушки детям практически никогда не покупаем, во-первых это нам дорого, во-вторых, не считаю что они особо нужны. Мы приносим домой разные природные материалы: камни, ракушки, шишки и т.д., с ними обоим детям интересно играть, каждому по-своему. Еще покупаем краски, пластелин, фломастеры и другие принадлежности для творчества. Вообще стараюсь, чтобы дети играли вместе, чтобы как-то подбирать такие виды деятельности, которые их объединяют, но из-за которых они не будут ссориться. Например, сажаю их вместе лепить, каждому свой кусок пластелина выделяю и т.д. Но конечно же у нас есть и обычные игрушки, которые нам понадарили за все это время родные и друзья. Эти игрушки являются общими. Я никогда не делю игрушки между детьми, я объясняю, что игрушки, как и книжки, принадлежат всей нашей семье, и что каждый может ими играть. И мы с мужем ведь тоже часто сидим и играем с детьми в эти игрушки. Стараемся вместе строить из кубиков или конструктора, собирать пазлы, играть в простые настольные игры. Так как у меня оба мальчишки, им обоим очень интересны машинки и грузовики. И они часто из-за них ссорятся и отбирают друг у друга. Сколько я ни пыталась их убедить не вырывать или меняться, или играть по очереди, у меня мало чего получалось. Но вот не так давно два очень практических способа начали работать.
Первый я условно назвала «счет». Коротко опишу. Если младший отбирает у старшего игрушки (или наоборот), и никакие уговоры не помогают, я говорю голосом, не терпящим возражений, что сейчас будем играть по очереди, а я буду считать до 10 (20,30, когда как). И вот один из детей начинает играть игрушкой, а я считаю медленно и четко до 10. Потом уверенным жестом беру игрушку и передаю другому ребенку, опять же громко и четко считая. И т.д. по кругу. Но честно говоря прелесть этого метода в том, что дети (особенно старший), переключают свое внимание с игрушки на счет, начинают помогать мне считать, про игрушку либо забывают, либо даже ждут чтобы отдать, почему-то именно громкий счет имеет такое магическое действие на них, притом это же еще и практика счета, вообщем обучающий момент.
Воторой способ называется «манеж». Изначально я поставила манеж в зале, чтобы если старший строит башню или собирает пазл, а младший ему мешает и ломает, посадить туда младшего и дать ему отдельные игрушки. Но со временем младший просто возненавидел этот манеж, и когда бы я ни пыталась его туда посадить, он кричит и возмущается. Но самое интересное, то что теперь старший сын сам подходит ко мне и говорит: «Мама, я пойду в манеже посижу поиграю (пособираю пазл, построю башню)». И он туда залазит и сидит там играет спокойно, и младший не может ему помешать, так что для нас манеж стал просто спасением.
Надеюсь, мои идеи кому-нибудь пригодятся сделать жизнь более спокойной и мирной.
9. Ксения
Всем привет. У меня двое мальчиков Николай (2.5) и Илья (9мес.).
Николай очень целеустремлённый (читайте упёртый :-) ), и не всегда удается убедить его поделиться игрушками. Когда оба малыша хотят одну и ту же игрушку, мы вместе с Колей начинаем учить Илью ею играться и таким образом задействованы и довольны оба. Или предлагаем Илье похожую, обычно он с радостью соглашается.
В нашем коллективе во время игр главное занять старшего творческим процессом (построения башни или гаража для машинок), тогда младший может играть всеми остальными игрушками.
Если играем все вместе то я стараюсь установить очередность, например, я строю очень высокую башню из мягких кубиков, а детки поочереди делают «бах», или поочереди кидают мячик в коробку, или с горки съезжают… В общем то что не получается сделать вместе – делаем поочереди.
Когда Коля был поменьше самые любимые его игрушки перед приходом гостей приходилось убирать, иначе война за самое дорогое была неизбежна. С появлением братика Коля постепенно смирился с тем что нужно делиться и меняться игрушками и сейчас учит этому Илью.
Игрушки все общие. Новые игрушки покупаем только если нашли что-то очень интересное и развивающее, то чего не сделаешь дома своими руками. Много игрушек постоянно дарят родственники и друзья, а мы стараемся не акцентировать внимание что подарили кому-то конкретно. Нет и четкого разделения на «младшие» и «старшие» игрушки. Погремушки у нас учавствуют в представлениях и ездят на машинках,а постройки из крупного конструктора – прекрасный лабиринт для ползанья. Но думаю со временем некоторые игрушки все же прийдется покупать в 2х экземплярах, т.к. например, наперегонки ездить значительно веселее, чем по очереди.
 10. Ольга

Я — счастливая мама двух дочек: 3г.9мес. и 1г.6мес.

Вначале скажу, что старшую дочку мы готовили к появлению младенца еще до того, как узнали пол младшего ребенка. Ей тогда было меньше 2 лет.
Теперь о теме игр и игрушек. Мы не обещали старшей дочке, что родится «партнер для совместных игр»,  не обещали сразу крепкую дружбу с младшей. Скорее мягко, но постоянно готовили к тому, что какое-то время (совсем недолго!) малышка будет намного менее сообразительнее и умнее ее  самой, но будет просить ее игрушки, повторять за ней игры, копировать действия, и даже может случайно повредить игрушку.

Простыми и понятными малышу фразами говорили о плюсах и минусах, и сразу же заверяли, что мы всегда будем рядом, будем отстаивать в играх ее интересы и защищать ее игрушки. То есть, старались не пугать предстоящими сложностями, но и не обещали легкой жизни:-) Не могу сказать, что эти беседы все решили, и в дальнейшем у нас не было проблем. Ревность,  соперничество, борьба за родительское внимание никуда не делись. Но начало воспитательной работы было положено, и это принесло потом свои плюсы.
1. Как мы делили игрушки, которые покупались старшей дочке и потом стали ей неинтересны по возрасту, но остались дороги, как память:-)
Рассказывали старшей малышке, как это почетно — передать младенцу свои погремушки. Мягко, ненавязчиво предлагали расстаться (по очереди, не со всеми сразу!) с уже ненужными и «забытыми» прорезывателями и погремушками. Рассказывали про «приданое для младенца». К примеру, рассказывали, что в семье наших друзей скоро родится малыш и все, у кого есть игрушки для младенцев, будут делиться и отдавать их ему НА ВРЕМЯ. Пока малышок не вырастет и не наиграется, а потом они перейдут еще кому-то.

То есть, снимали уникальность проблемы для ребенка «почему именно Я должна отдать свои игрушки кому-то?!», на собственном примере показывали, что существует «круговорот ненужных вещей в природе», в том числе круговорот игрушек из рук в руки. Рассказывали про некоторые
игрушки, доставшиеся нам в дар от повзрослевших детишек наших знакомых, которые «проявили великодушие и щедрость». «Быть великодушным и щедрым — это почетно и приятно» — уверяли мы. И каждый раз, когда бывшую игрушку старшей дочки берет младшая дочь, мы вместе проговариваем «историю» этой игрушки: была раньше твоя и осталась твоей, но мы с тобой разрешаем играть сестре время от времени, разрешаем ей пользоваться. По праву она твоя.
2. Как делятся игрушки, купленные когда-то старшей и интересные теперь обеим сестрам. Если игрушка интересна в один момент обеим сестрам — ссоры не избежать. Стараемся переключить внимание той сестры, которой по возрасту вещь менее интересна, на более интересную игрушку. Когда «буря» прошла, я вместе с ребенком, который получил желанную игрушку, возвращаю ее тому, который не получил, со словами «Большое спасибо! Ты очень добрая, мне приятно». Даже если она уже никому стала не интересна, все равно важно отдать в руки того, кто ее желал.

Если    «поделить» не получается, я убираю предмет раздора подальше (на антресоль) и быстро-быстро отвлекаю другими игрушками, которые есть в двойном экземпляре, или которые не надо делить строго на двоих и которые могут сейчас заинтересовать их обеих.

Вообще я стараюсь не разделять сестер в домашних играх, а объединять. Разделяет их социум: ясли, сад, группы раннего развития в детском центре — везде, где есть другие дети и где сестры находятся в течение дня какое-то время отдельно друг от друга и от меня. А дома мы все вместе учимся уживаться, прощать нанесенные обиды, проявлять сострадание, сопереживать ближнему. В частности, видя, как горько убивается сестра от того, что у нее отобрали куколку, другая сестра учится делиться из сострадания, по своей воле, а не «из-под палки».
3. Общие игрушки и правила и договоренности игр с ними. Если игрушки примерно «равноценны» или похожи по внешнему виду, то они делятся поровну на двоих. Выбирать может та сестра,  которая первой проявила интерес. К примеру, старшая сегодня хочет спать с двумя меховыми
котятами сразу, да еще с меховым щенком и небольшим медведем. Предлагаем на выбор:  двоих берешь себе в кровать, двоих отдаешь сестре или оставляешь на полке. Если младшая не интересуется сегодня вообще меховыми игрушками, то старшая может забрать себе все. Но это редко случается:-) В остальных случаях играем «по очереди», кто первый взял игрушку. При этом я строго слежу, чтобы очередь соблюдалась, как и обещано. Если вижу, что интерес падает, сразу говорю что-то вроде «о, как раз хотела предложить тебе вот это, это интереснее, а то давай
отдадим, чтобы все было по-честному». По очереди игрушка может переходить из рук в руки по многу раз, приходится следить за очередностью, пока сестрам вещь не надоедает.
4. Покупаем ли мы для младшей игрушки, аналогичные тем, что уже есть в доме, но принадлежат старшей. Я слежу, какие игрушки чаще всего интересны обеим сестрам, подмечаю из-за чего чаще всего происходят стычки. Если нет возможности попросить родных достать такую же или похожую (и правда, иногда разные люди, не сговариваясь, дарят одинаковые игрушки), то я присматриваю в магазинах аналоги и покупаю сама. Замечено, что самыми любимыми и неделимыми, как  правило, являются такие вещи, которые стоят недорого и не опустошают родительский кошелек. Дорогие подарки пылятся в углу, а копеечные товары заигрываются до дыр. К примеру, старшая собирает носовые платочки, и я держу в шкафу целый ворох «про запас», если коллекция вдруг разорена младшей. Но только досконально зная потребности детей в данный момент, я могу  угадать с игрушкой. Поэтому не покупаю аналог сразу же, как сестры не смогли поделить какую-то вещь, а присматриваюсь, что именно привлекло в ней каждую из них. Возможно, причина не в игрушке как таковой, а в приступе соперничества. Значит, и «лечить» этот приступ будем другими способами:-)
5. Покупаем ли мы новые игрушки в двух экземплярах. О да! Конечно, не всегда мы финансово можем позволить себе «удвоить траты». Но покупая вещь, я мысленно представляю себе процесс игры и заранее прокручиваю в голове возможные «камни преткновения». Если вероятность ссор выше радости от игрушки, я не куплю ее, какая бы полезная для развития она ни была.
Отдельно хочу рассказать о подарках от родных и близких. Каждый даритель стремится угадать потребности ребенка, но, бывает, что только родители знают, что будет интересно ребенку, а что нет. Общепринято, что на большие праздники надо дарить дорогие игрушки. Тогда авторитет
дарителя «взлетает до небес», а ребенок сразу становится счастлив. Я не устаю проводить в близкими разъяснительные беседы на счет подарков. Как уже говорилось выше, дети не осознают настоящей ценности вещей.
Поэтому вот несколько моих правил:
— Никаких драгоценностей (золотые крестики, цепочки, подвески и прочее «приданное для будущих невест»). Потерянная, испорченная дорогая вещь принесет взрослым гораздо больше страданий.
— Желательно обсудить будущие подарки вместе с родителями, или же перед покупкой взвесить, к примеру, потянут ли сами родители покупку аналога, если за эту игрушку в единственном экземпляре сестры будут драться?
Мои правила:
— «всем сестрам по серьгам» 🙂 хоть маленький подарочек, но каждой. Если нет возможности сразу обеим что-то купить, то покупаю сначалаодной дочке и прячу дома, потом присматриваю что-то для другой дочки и тогда уже вручаю обеим одновременно. Пробовала дарить одной дочке
игрушки в тайне от другой — ничего не выходит, все тайное моментально становится явным:-)
— Игрушки, которые могут причинить вред (не подходят по возрасту младшей) я убрала в самый дальний закоулок, где отыскать невозможно. А кое от чего пришлось навсегда избавиться. Это всевозможные миниатюры: старшая в восторге от мелких предметов, а младшая несколько раз чуть не подавилась ими. Невозможно уследить, если хоть одна мелкая деталь от киндер-сюрприза закатится под диван и останется незамеченной, чтобы младшая через какое-то время не нашла ее и не проглотила.

Итак, насколько бы дороги не были миниатюры для старшей — я даю ей поиграть считанные часы после покупки и потом раз и навсегда избавляюсь от них.

Конечно, эти правила приблизительные. Запретить дарителю купить какую-то особенную игрушку я не могу, но вот что я говорю близким. «Скоро день рождения дочки, она сейчас обожает носовые платочки с рисунками зверей, предлагаю подарить ей в красивом пакетике дюжину платочков, а часть подарка — отдать нам деньгами. И обязательно рассказываю, на что мы планируем потратить подаренные детям деньги — курс массажа или абонемент в бассейн, или оплата развивающих занятий в детском центре, или необходимые платные оздоровительные мероприятия. И малышка уже знает, что «бабушка Зина подарила ей урок рисования в детском центре».
Но это отдельная тема: приучать малыша, что такое деньги, как ими распоряжаться и какую роль они играют в нашей жизни.
Стараюсь придумывать игрушки сама, так проще изготовить две одинаковых. К примеру, я не покупаю книги раскрасок. Я покупаю обычный альбом для рисования, сама рисую на каждой странице контуры будущих изображений, а затем обвожу их толстым черным маркером. Дети
раскрашивают. Моя фантазия ничем не ограничена: «что вижу — то рисую»,  хотя стараюсь изображать детскую тематику. Если кто не умеет рисовать, можно переводить картинки, можно срисовывать любимых мультяшных героев, с детского журнала или с любого образца, хоть с фантика от вафельки:-) чем крупнее и четче прорисовка, тем она более интересна и
узнаваема.
Еще правило: я ничего не запрещаю, ну почти ничего, кроме игр, приводящих к увечью сразу и без вариантов. Можно брать все, но с моего разрешения. Если взяли без разрешения, предлагаю тут же спросить «можно?» и после заданного мне вопроса отвечаю «можно». Конечно, я иногда умираю от ужаса, когда смотрю, как сестры играют моими украшениями или столовыми приборами. Буквально кусаю себе язык, чтобы не заорать: «А ну-ка отдай сюда сейчас же!». К сожалению, в нашей квартире негде спрятать все, что нельзя давать малышам, а от них уже почти ничего не спрячешь. Поэтому пытаюсь научить их обращаться со всеми предметами, какие есть в доме.

Пример: старшая дочь просит дать ей мои бусы в шкатулочке на полке. Я разрешу и буду следить, чтобы младшая не раскусила бусы и не наглоталась бусинок. Но я заранее готовлюсь к порче своего имущества, потому что надеюсь, что под моим присмотром игра все же пройдет гораздо спокойнее, чем если дети тайком подставят стулья, без разрешения и моего ведома взберутся к полке и … Даже думать не хочется. Был период, когда старшая захотела сама резать ножом продукты. Заменили ножи на пластиковые — не помогло, она видела, как муж орудует большим кухонным ножом. Пришлось дать нож ей, но мы с ней резали вместе одним ножом. Точно так же с иголкой, вместе штопаем, и вместе вырезаем ножницами.
Я говорю об этих моментах, потому что для детей все познание мира идет через игру, а «игрушками» становятся все доступные предметы. Если ножницы в руках у старшей, значит, младшей тоже хочется вырезать. Ну чем не совместная игрушка?:-)
Теперь немного о совместных подвижных играх дома. Они дают всем хорошую разрядку, снимают напряжение. Догонялки, прятки — с тех месяцев, когда младшая дочь совсем не умела ходить и до того момента, когда она стала уверенно бегать, я держала ее на руках перед собой и бегала вместе с ней.
На качельки старалась сажать обеих в рядок; на даче выручала двойная пластиковая качалка. Младшей нравится возить старшую на велосипедике (она толкает перед собой велосипедик или машинку-каталку, в которой восседает старшая дочь:-) Конечно, вес у дочек разный и везде я
поддерживала младшую. Вместе они катались на мне, как на лошадке, я долго носила на руках их обеих (пока не купила двойную коляску для погодок:-) По очереди каждую подкидываю вверх невысоко, стоя над диваном), это игра в «космонавток»:-) Очень выручал фит-бол, вообще игры с мячом применимы к любому возрасту.

В заключение скажу, что сейчас мои дочери все чаще заинтересованно играют вместе, я ловлю себя на мысли, что мне очень редко приходится вмешиваться, чтобы предотвратить какой-то конфликт. Для меня вопрос раздела игрушек не был болезненным. Думаю, во многом это благодаря нежному и тонко чувствующему сердцу моей старшей дочери, она во многих случаях сама шла и сейчас идет на уступки младшей сестренке.
Спасибо за внимание:-)

 

11. Ирина
 Здравствуйте! Я являюсь мамой двух сыновей Ярослава, 4 года и Георгия, 6 лет. Проблема дележа игрушек существует с того момента когда Яся стал ползать. Решаем проблему покупкой двух одинаковых, после дарения игрушки кому -либо они становятся общими. Конечно, есть пару мишек и зайцев, которые у детей свои. Но они могут поссорится из-за пустой бутылки из под воды, приходится либо втихаря выбрасывать либо ждать вторую и тогда отдавать в игры. Играть по очереди не прокатывает, пока один играет, другой будет стоять и пищать над душой. Мне проще изъять яблоко раздора и всем живется проще. Они потом договариваются между собой и идут на мировую тогда игрушка возвращается.
12. Вера
Разница между моими доченьками 2 года и 1 месяц. Старшей сейчас 2,10, младшей — 9 мес. Обе любопытные непоседы 🙂
Еще совсем недавно передел игрушек нас не беспокоил, но вот младшая стала ползать и… началось! Старшая даже в садик с собой порывалась игрушки забирать — такое чувство собственничества было.
Я по разному пробовала с ней работать. Начали со сказкотерапии — мы очень любим придумывать сказки про девочку, очень похожую на … Подключили бабушку. Потом стали использовать наглядные образы — куклы-перчатки. Именно ими первыми старшая и стала делиться. Потом я все чаще стала использовать прием совместной игры — когда дети не просто каждый сам по себе, а старшая учит меньшую правилам игры или при игре с картинками или лото, перед младшей тоже обязательно лежит стопка карточек. Еще мы разделяли игрушки на те что можно грызть и нельзя. Грызли обе дочи 🙂
Вообще заметила, что старшая с появлением маленькой немного откатилась назад в развитии, но зато сейчас они вместе не только наверстывают упущенное, но и уходят вперед сверстников.
Правило «кто первый взял, тот и играет» у нас никак не приживется. Хотя я считаю его очень правильным и стараюсь внедрить его в детские отношения.
Теперь по пунктам.
1. Изначально старшему покупалось много игрушек. Как дети делили те из них, самые малышовские, которые старшему уже перестали быть интересны, но все же он помнит, что они принадлежали ему?
Большую часть малышовских игрушек старшей дочки я запрятала 🙂 Достали мы их совсем недавно — счастье было беспредельное! Несколько вечеров мы перебирали эту коробку. И сразу было установлено правило, что эти игрушки общие. Старшая отбирала у малой в первый вечер, но вскоре ей это наскучило, потому что малышка не реагировала, а тут же ныряла в коробку и тащила другую игруху. Есть игрушки, например музыкальные, которые старшая помнит, даже помнит, кто их подарил. С ними мы играем так: я предлагаю рассказать малышке про эту игрушку сказку. Как она была в магазине, как ее выбирали, как она хотела к нам домой, чтобы играть с ДВУМЯ детками. В контекст сказки мягко вплетается предложение поиграть вместе или помузицировать для младшей, или всем вместе потанцевать.
2. Делятся ли как-то игрушки, которые были изначально куплены старшему и сейчас интересны обоим детям?
Я стараюсь соблюдать элементарную очередность, либо предлагать замену. Бывает, что мы с одним ребенком усаживаемся НАБЛЮДАТЬ и комментировать, как играет другой. Это довольно забавное занятие. И обучает деток внимательности, и похоже на сказку. Иоогда играем в варианты применения одной и той же игрушки. Арианты чаще всего придумываю я, но потихоньку и старшая уже подключается к фантазированию. Не люблю однозначные игрушки. Как это, карандаш может только рисовать? Да им можно в пластилине дырочки тыкать, его можно ладошкой катать, из него можно куколку сделать, колодец из каранадашей построить и т.д.
3. Есть ли у детей общие игрушки, и есть ли правила или
договоренности о том, как ими играть?
Гавная общая игрушка у моих деток — это МАМА. И ее, как я ни стараюсь, они без слез и истерик поделить не могут. Шутка. Но, как говорится, в каждой шутке, есть доля правды. Общие игрушки есть, но пока их немного и удается одну из девочек чем-то отвлечь. В дальнейшем планирую по возможности дублировать игрушки.
4. Покупаете ли вы младшему заново игрушки, подобные тем, что уже есть в доме, но принадлежат старшему?
Я отвечу скорее ДА, т.к. старшая довольно неаккуратно играла своими игрушками. Но большинство этих полу-разломанных механизмов я сохранила. Хотя бы для того, чтобы рассмотреть их внутри или поиграть в доктора Айболита. Ну а при покупке новой такой же игрушки легко установить правило общего владения. Ели совсем плохо, то игрушка становится папиной или маминой 🙂
5. Покупаете ли вы новые игрушки в двух экземплярах?
Да, думаю, что часть игрушек должна дублироваться. напимер, расходные материалы для ИЗО, раскраски, всякая мелочевка. А крупные дорогие и многофункциональные игрушки должны быть в единственном числе. Это научит детей совместным играм, умению «просить» и «отдавать».

Похожие материалы:

Скоро станете мамой погодок или младший малыш недавно родился?
Хотите сэкономить километры нервов себе и первенцу (а заодно и мужу)?
Срочно получите бесплатный спецотчет
"Детки-погодки: как справиться с ревностью"

Tags:

  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

Leave a Reply