Как уделить внимание сразу двоим малышам
Одна из самых сложных и даже мучительных проблем мамы после рождения второго ребенка – как уделить достаточно внимания обоим детям. Нам часто кажется, что нашим малышам его не хватает.
И действительно, невозможно уделять столько же времени и сил каждому из двоих (троих и т.д.), сколько вы уделяли одному-единственному ребенку. И тут мамы часто подменяют понятия: меньше, чем раньше – не значит, мало. И так же с младшим: меньше, чем первенцу, когда он был в этом возрасте – не значит, недостаточно.
А когда ребенку внимания достаточно? Когда он твердо знает, что любим, что он важен для мамы, важны его чувства и мысли. Мамина любовь надежна и постоянна. Когда ему хватает тактильных проявлений любви: объятий или, наоборот, шутливой борьбы. Когда мама эмоционально доступна: сопереживает его радостям и горестям. Когда ребенок чувствует: «Мама меня видит. Я присутствую в ее жизни. Я ей интересен».
Некоторые проявления внимания требуют времени: совместные игры, чтение книг, занятия творчеством. А другие, тоже очень важные, времени почти не отнимают. Например, замечательный прием – описание того, что ребенок делает в данный момент. «О, Миша, ты строишь башню! Уже 2 этажа!» Меня он очень выручал, когда на руках у меня круглыми сутками была новорожденная младшая дочка. Да и сейчас, когда дети подросли, я им активно пользуюсь. Когда вы просто (без оценок) описываете ребенку то, что он делает, ваш малыш понимает: мама действительно с ним, он важен маме.Поэтому первый совет: почаще используйте те способы проявления внимания, которые не отнимают много времени:
— описывайте то, что сейчас ребенок делает, пусть это войдет в привычку;
— задавайте детям вопросы о настоящем моменте и недалеком прошлом, вспоминайте вместе, что интересного и яркого недавно происходило;
— обнимайте, гладьте по голове, ерошьте волосы, щелкайте по носу. Не бойтесь «заласкать». Сердце, как желудок, «старого добра не помнит». Его нужно «откармливать» лаской каждый день (только, конечно, не насильно);
— говорите ласковые слова;
— смотрите в глаза любящим, одобряющим, любующимся взглядом.
Второе. Очень часто достаточно начать игру, задать направление, и дальше ребенок будет играть сам. Наблюдайте за игрой обоих детей одновременно, чтобы вовремя подсказать, или спросить, или помочь. Если вы чутко следите за их игрой и своевременно реагируете, вы будете уделять им достаточно внимания, тратя на это совсем немного времени и сил.
Иногда я чувствую себя умелым дирижером в моем маленьком оркестре: дочке достала игрушечную посуду, сыну помогла закрепить деталь конструктора… Играют сами… Сыну предложила переделать трактор, доче привела в гости собачку… Играют сами…
Третье. Когда у детей еще очень разные возможности и интересы, старайтесь по возможности придумывать два уровня сложности для одной игры. Чтобы дети играли вместе с вами в одну игру, каждый на своем уровне. Так вы решите сразу много задач: и внимание каждому, и развитие, и опыт совместных игр под вашим чутким руководством.
Это может быть любое творчество: оба рисуют, лепят, клеят, каждый – свое, в соответствии с интересами (следите, чтобы каждому хватило расходных материалов, их лучше разделить заранее, а потом при необходимости меняться). Игра с конструктором: старший делает сложные постройки, младший пытается соединять выделенные ему детали (тоже важно заранее оговорить, кому сколько деталей). Домашний кукольный театр: старший играет за кого-то из героев, младший, например, зритель. Или исполнитель особой эпизодической ролиJ Сюжетные игры: чаепитие с куклами, магазин, во врача – очень удачно при умелом дирижере-маме становятся играми с разным уровнем сложности. Всевозможные игры на мелкую моторику: пересыпание круп, рисование по манке и пр – тоже будут интересны и совсем малышам, и деткам постарше.
Четвертое. Почаще веселитесь: балуйтесь, беситесь, дурачьтесь все вместе! Можно просто кидаться подушками, если вы считает это возможным, можно играть шутовскую роль: искать спрятавшихся детей, заглядывая в нелепые места и вызывая их хохот или пытаться их поймать, а они такие хитрые, ловкие, все время ускользают от вас. Корчить рожи… Что угодно, куда ваша фантазия вас приведет, главное, чтобы это вызывало хохот.
И вот такой совместный хохот необыкновенно сближает, улучшает отношения и
снимает напряжение между детьми и между вами и детьми. А также поднимает настроение и положительно влияет на иммунитетJ И я вам очень рекомендую целенаправленно практиковать этот нехитрый способ ежедневно. Прямо вот брать и смешить ваших детей и хохотать вместе с ними.
Также очень бывает приятно и полезно поваляться вместе с детьми. Приобнять одного ребенка, приобнять другого, и так поваляться — пообниматься. Может, что-то такое им тихо рассказывая. Это все очень просто и доступно и, поверьте, очень эффективно.
Пятое. Найдите возможность проводить время с каждым ребенком наедине. Хотя бы полчаса в день. Или даже меньше. Тут важно не сколько, а как. Посвятите это время только ребенку. Подарите ему безраздельное внимание. Безраздельное – как это?
Это когда мама занимается только им, не отвлекаясь на общение с другими членами семьи, не делая параллельно хозяйственные дела, не глядя одним глазом в телевизор, не болтая по телефону. И не составляя в голове список завтрашних покупок. Только играет с ребенком в интересную ЕМУ игру (а не подсовывает, например, особо «умную» игрушку), следует за ее сюжетом, ее скоростью. Принимает роль ведомого и просто общается с малышом на его волне. Без воспитательных и развивающих задач. С одной задачей – побыть вместе, по-настоящему.
Для мамы двоих малышей трудность больше даже не в том, чтобы подавить в себе желание проверить электронную почту или помыть заодно посуду. А в том, чтобы найти эту возможность физически, ведь ребенка у нее два. И мама может заниматься одним, когда второй либо спит, либо находится с другим взрослым. Если режимы детей еще не совпадают, то, конечно, можно (и нужно) уделять безраздельное внимание одному ребенку, когда второй спит. И наоборот. А если дети спят в одно время, остается только договариваться о помощи с мужем или другими родственниками.
На мой взгляд, важна не столько продолжительность этого общения, сколько регулярность. В идеале, в распорядке дня должно быть такое время для каждого ребенка (пусть хоть 15 минут), когда мама будет играть только с ним и так, как он хочет. Даже по 15 минут на ребенка – не так просто организовать, как может показаться. Распорядок дня мамы обычно очень плотный (умывание-завтрак-приготовление обеда-сборы и выход-прогулка-раздевание-обед-укладывание… вы сами знаете), а главный помощник то на работе задержится, то в командировку уедет, то придет совсем уставший.
И все же нужно приложить все усилия, чтобы включить это время в ежедневную жизнь. Например, вечером папа идет со старшим ребенком в магазин (в гараж, гулять с собакой), а мама безраздельно принадлежит младшему. Младший ложится спать пораньше, и мама уделяет все внимание старшему.
Во всяком случае, когда вы остаетесь одна с одним из детей, проведите это время именно так, как описано выше, не упускайте возможность.
Шестое. Не бойтесь уделять одному из детей больше внимания, если он действительно сейчас в нем больше нуждается. Если один из детей недомогает, готовится к важному событию (выступление в садике, например), просто «вышел из берегов» (явно рассержен или расстроен) — побудьте с ним подольше. При этом следите, во-первых, чтобы это не был все время один и тот же ребенок. А во-вторых, старайтесь не подкреплять своим вниманием нежелательное поведение: капризы, истерики, нытье, чтобы не провоцировать детей на манипуляции.
Седьмое. Не забывайте уделять внимание себе! Иначе вам нечего будет отдать детям.
Яна Катаева, мама погодок, автор проекта «Растим дружных братьев и сестер!»
Скоро станете мамой погодок или младший малыш недавно родился? Хотите сэкономить километры нервов себе и первенцу (а заодно и мужу)? Срочно получите бесплатный спецотчет "Детки-погодки: как справиться с ревностью" |
|
|
Буквально вчера мужу говорила о том, что в нашем доме всё реже стал раздаваться искренний хохот. Над этим поработаем.
Остальные принципы есть и отлично работают.
Спасибо!
Спасибо за советы! Очень полезные. Кое-что я использую, видимо, на интуитивном уровне поняла, что так надо. «Бесимся» то с обеими девчатами, то с каждой по отдельности, кто из них как хочет. Получается иногда уделять внимание кому-то одному из детей, т.к. спят днем не всегда одновременно.
Дельные советы))) У меня их трое и каждому нужно уделить внимание. Особенно перед сном, пошептаться, сделать массаж, рассказать сказку. Пункт №7 проблематичный, надеюсь по мере взросления детей будет и на себя время.
Надежда, да, пункт 7 очень проблематичный. Но я уверена, что с ним не стоит ждать, пока дети повзрослеют.
Да, статья полезная.
Со старшим я с рождения была круглосуточно, все делали вместе, и играли в том числе — к рождению второго играть один он не умел.
Как я разрывалась между ними, по инерции надо было и позаниматься по пособиям, и почитать, и поконструировать, и творчеством позаниматься — ежедневно.
А малышу нужно было просто внимание, и когда мы оставались вдвоем, я хотела «продуктивно» провести время, а он — нет. Плюс вообще ревность в течение дня, кризис трёх лет — бедный мой ребёнок, доставалось ему от мамы (((
Сейчас уже я отпустила ситуацию — стараюсь просто чаще обнимать, целовать. А занятия в процессе игры.
Младшего укладываю раньше, потом со страшим читаем и играем в настольные игры.
А прочитай я ваше статью год назад, меньше нервов бы себе и ребенку «поистрепала».