You are here: Home > Мамины чувства, Старший - младший > С младшим мама занимается меньше?

С младшим мама занимается меньше?

Однажды с грустью заметила по себе и знаю из общения с другими мамами: когда дети рождаются один за другим, и особенно когда старший тоже дома с мамой, мама занимается развитием младшего меньше, чем старшего в этом возрасте.

С первым — развивающие центры с 11 месяцев. Второй ходил на занятия несколько раз. С первым — самодельные развивающие игрушки. Второй как-то растет без них. С первым — эксперименты с разными системами раннего развития. Со вторым — обычные немудреные приемы. С первым — творчество каждый день, в нескольких техниках.  Со вторым — пару раз в неделю и попроще. Наконец, с первым — много разговоров с подробным рассказом обо всем происходящем. Со вторым — тоже разговоры. Во время пауз, когда молчит старший. Знакомо?

Почему же так выходит? Это не имеет абсолютно ничего общего с количеством маминой любви к каждому ребенку. Просто:

  • Мама накопила физическую и психологическую усталость (беременность-кормление-беременность-кормление без перерыва, огромная психическая нагрузка).
  • У мамы стало больше дел, чем было, когда рос первенец, и, соответственно, меньше времени. Ведь детей теперь двое! И старший, как правило, уже становится очень разговорчив, входит в возраст «почемучки».
  • Да и, правду сказать, игры у него поинтересней… Одно дело — полчаса лепить куличики из песка, другое — плыть на «корабле»  в Африку за бананами (это наш сегодняшний сюжет игры с сыном).
  • Еще очень важно: когда рождается первый ребенок, женщина с головой погружается в материнство, и все, что с ним связано, вызывает радость, интерес и энтузиазм. Вся внутренняя жизнь начинающей мамы целиком концентрируется на ребенке. А ко второму году жизни второго ребенка (или раньше),  как правило, материнство перестает быть единственным, что ее волнует (хотя, конечно, остается приоритетом). Женщина снова обретает интерес к внешнему миру, хочет заниматься своим развитием и реализацией, уделять больше внимания мужу. И если она в нужным момент не добавит этих ценностей в свою жизнь, от этого всем станет хуже — она будет чувствовать неудовлетворение своей жизнью, невольно выражать его близким, и мало никому не покажется.

Как быть, если вы осознали, что с младшим занимаетесь меньше, чем это было со старшим, и эта мысль вас расстраивает?

1. Примите тот факт, что одному из ваших детей суждено было родиться старшим, а другому — младшим.

2. Найдите преимущества в положении младшего. Они есть. Например, он не переживает этого «свержения с трона», через которое проходит старший после его рождения. К младшим часто относятся более нежно и снисходительно. Ну и у младшего больше возможностей для самостоятельного изучения мира, что тоже неплохо.

3. Напомните себе, какую огромную развивающую функцию несет для младшего наличие старшего ребенка в доме: маленький наблюдает, как братик или сестренка играет и выполняет режимные моменты, повторяет за ним, и таким образом очень эффективно учится; играет игрушками «на вырост» (моя дочь с года неплохо управляется с Лего); «мотает на ус» ваши разговоры со страшим ребенком (мотает, мотает, не сомневайтесь); слушает книжки «на вырост».

4. Делайте только то из развивающих занятий, что вам нравится и хочется, и не вините себя, если кажется, что недостаточно. Если вы с удовольствием, а не с внутренним укором, будете этим заниматься,  то, во-первых, ваше удовольствие передастся ребенку, и это существенно увеличит эффект от занятий, а во-вторых, придет второе дыхание, интерес, и вы будете делать больше.

5. Ходите на развивающие занятия в центр развития с младшим. Там вы окунетесь в интересы детей этого возраста, пообщаетесь с мамами ровесников, подчерпнете идей и мотивации для занятий дома и просто качественно проведете время с малышом. Бывают такие центры, в которых можно оставить старшего в игровой, пока вы с младшим на занятиях. Или привлекайте помощников, чтобы побыли со старшим.

6. Отдыхайте от роли мамы. Даже небольшой отдых наполнит вас новым энтузиазмом на виртуозное исполнение этой самой главной роли. Мое обучение коучингу проходило раз в 2 месяца по 4 дня, с 10 до 6. За эти 4 дня я успевала так подзарядиться энергией от дела, которым я увлечена, и от взрослых людей, с которыми я им занималась, и успевала так соскучиться по деткам и своим играм с ними, что энтузиазма хватало на 2 месяца, до следующего модуля обучения:)

А вы что об этом думаете?

Яна Катаева

«Растим дружных братьев и сестер!»

Похожие материалы:

 

Скоро станете мамой погодок или младший малыш недавно родился?
Хотите сэкономить километры нервов себе и первенцу (а заодно и мужу)?
Срочно получите бесплатный спецотчет
"Детки-погодки: как справиться с ревностью"

Tags: ,

  • Digg
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • RSS

2 комментария to “С младшим мама занимается меньше?”

  1. Fleur:

    Мне очень знакомо то, о чем Вы пишете, Яна. Только я бы расширила границы проблемы, не ограничиваясь одними занятиями и развивалками, до более крупных масштабов. Подавляющее большинство источников, которые будущей маме попадаются на глаза перед рождением второго ребенка, фокусируются в основном на чувствах и переживаниях первенца, и я так боялась ранить чувства своего старшего мальчика, что даже не позволяла себе при нем чересчур ласково общаться с его новорожденной сестренкой. Результат был в том, что она довольно нескоро научилась улыбаться. С тех пор прошло почти два года, малышка подросла, детки очень дружны, старший так особенно и не производит впечатление пострадавшего или свергнутого короля. И наша с ним связь осталась прежней. А вот малышка явно недополучает маминого тепла и поддержки. Сын не спит днем и не ходит в садик, значит у нас с ней практически никогда не бывает времени пообщаться с глазу на глаз. Сын давно отлично разговаривает, поэтому мы постоянно общаемся с ним, а она только недавно стала произносить фразы и только начинает изредка участвовать в общей беседе. Когда маленьким был сын, я читала ему книжку, приучая к горшку, обнимала и жалела его, если стукнется, и так далее. Теперь просто не хватает времени. Иногда даже нет возможности подойти и пожалеть девочку или почитать ей книжку. Более того, я именно в ней пыталась поощрять независимость, невольно предоставляя ей самой успокаиваться, если она огорчена. Разумеется, она постоянно включена в наш распорядок и события, во всем принимает активное участие, но личного внимания ей уделяется очень мало. В результате я стала замечать, что малышка научилась решать свои проблемы самостоятельно, и даже когда я теперь предлагаю пожалеть ее, она уже ко мне не подходит. Только по ночам, если вдруг заплачет, зовет на помощь маму и успокаивается только со мной.
    Недавно я начала предпринимать целенаправленные осознанные действия, чтобы наладить с ней эмоциональный контакт, и уже заметила положительные перемены. Детки очень быстро откликаются на тепло и внимание. Но я хотела написать этот комментарий именно в защиту младшеньких, потому что бывает и такое. Может, кто=то из мамочек узнает здесь и свою ситуацию. В общем, статья Как уделить внимание сразу двум детям тут будет как нельзя кстати 🙂 Спасибо, Яна.

    • admin:

      Наталья, спасибо за этот комментарий! Наша девочка тоже самостоятельней сына. Она легче играет сама, не требуя моего участия. При том, что она существенно младше! Сразу стала вспоминать ситуации, когда она расстроена. Нет, ко мне бежит)) Вы правы — очень важно не только не потерять контакт со старшим, но и установить прочный теплый контакт с младшим.

Leave a Reply to Fleur